Санитарно-защитная зона.Как не совершить ошибку при расчёте?

С того момента, как Государственная экспертиза ввела требование предоставлять санитарно-эпидемиологические заключения на проекты строительства согласованные органами Роспотребнадзора (территориальными или федеральными) приподаче проектов в экспертизу, интерес архитекторов и проектировщиков к теме СЗЗ явно вырос. Главный специалист Центра экологических инициатив Михаил Беспалов обращает внимание на «подводные камни» и ошибки, поджидающие проектировщиков в этой изменяющейся экологической реальности.

Включение Роспотребнадзора в цепочку согласований, напоминает он, связано с тем, что одним из нововведений последнего варианта СанПиН образца 2008 года стало появление в тексте обязательной оценки рисков для здоровья населения, попадающего в зону влияния предприятий I и II классов опасности. Не все инвесторы, не говоря уж об архитекторах и разработчиках рабочей документации, сразу осознали, что это означает и чем это чревато для них.

Например, инвестор намерен построить новое предприятие. Нашли подходящую, как ему кажется, площадку: дороги, энергия, тепло, вода, договорились с местной администрацией. Но если теперь инвестор попытается пойти прежним путём, то вполне может оказаться, что на финальной стадии проектирования, уже после разработки рабочих документов, он обнаружит, потратив много денег и потеряв время, что организация СЗЗ требуемых размеров ни по шуму, ни по главному параметру – чистоте воздуха – невозможна. Проект не будет согласован соответствующим подразделениемРоспотребнадзора и потому не сможет пройти госэкспертизу.

— По нашему опыту, – вспоминает Михаил Беспалов, – лишь немногие заказчики, причём преимущественно западные компании, начинали именно с оценки комплексного воздействия предприятия на окружающую среду, в том числе и на людей.

По его словам, специалисты ЦЭИ могут уже по характеру предприятия и по заложенным технологиям примерно оценить степень возможного воздействия на окружающую среду и ориентировочно определить величину требуемой СЗЗ, как и потребность в других проектных решениях (например, по отоплению и вентиляции – основным источникам загрязнения атмосферы). Чем раньше архитекторы и проектировщики обратятся к специалистам за расчётами СЗЗ, тем большего числа проблем они избегнут в будущем.

Разумеется, все до последнего технологические и проектные решения не всегда известны даже на стадии внесения документов на госэкспертизу. Но правильная последовательность шагов избавляет инвестора и его команду от необходимости обращаться за специфическим видом помощи: как поправить уже существующий проект «в пожарном режиме», чтобы вписаться в те размеры СЗЗ, которые вытекают из реальности. Кстати, проектные решения, в частности, по вентиляции и отоплению влияют и на ещё одну сторону проекта: энергопотребление и энергоэффективность, что напрямую связано уже с будущей экономикой предприятия.

Беспалов напоминает, что СЗЗ не является собственностью предприятия: обстоятельство, которое нередко упускают из вида. Это территория муниципального образования или федеральных властей. Это делает местные власти важным и заинтересованным участником переговоров по проекту.
— С одной стороны, местные власти заинтересованы в появлении на своей территории новых рабочих мест и в налоговых поступлениях в бюджет, – поясняет Михаил Беспалов. – С другой стороны, поскольку земли СЗЗ принадлежат им, их интерес – сократить их размер до минимума, поскольку тут масса обременений: жильё строить нельзя, детские учреждения нельзя, и так далее. В результате органы власти начинают играть весьма позитивную роль, объективно надавливая на инвесторов и подталкивая их к использованию таких технологий и приёмов, которые позволяют сократить ширину СЗЗ до минимума.

Другой распространённой ошибкой новых проектов Беспалов считает попытку перехитрить и органы госэкспертизы, и даже самих себя. Речь идёт о сознательном занижении размеров СЗЗ проектируемого объекта.

К примеру, инвестор знает, что предприятие будет строиться в две очереди, но проект заказываетпока только на первую очередь. В результате СЗЗ организовывается из расчёта меньшей мощности предприятия. Когда же доходит до второй очереди, оказывается, что вдоль границы СЗЗ уже что-то построено, и расширение её невозможно. В результатевладелец объекта либо вынужден искать способы для соблюдения режима территории существующей СЗЗ – а это время, деньги и задержка пуска второй очереди, – либо ещё хуже: идёт на прямые нарушения по шуму или по воздуху. Последствия всегда печальны: жалобы жителей близлежащих районов, которые по действующему законодательству только и позволяют органам Роспотребнадзора прийти на предприятие с внеплановой проверкой, наложить штраф или, в крайнем случае, и вовсе остановить предприятие.

Но посмотрим на ситуацию теперь глазами другого участника инвестиционного процесса: например, девелопера жилья. Не секрет, что во многих российских городах защитные зоны старых предприятий – один из немногих оставшихся земельных ресурсов в относительно доступных районах. И вот инвестор решает построить жилой дом в старом микрорайоне, попадающем в пределы ориентировочной СЗЗ предприятия. Да и местные власти согласны, участок выделен, конкурс на застройку выигран. И здесь, говорит Михаил Беспалов, возникает коллизия: при разработке градостроительной документации (проекта планировки, застройки, проекта строительства точечного объекта) управление Роспотребнадзора отказывается согласовать отвод участка до разработки нового проектаСЗЗ предприятия. Инвестор спрашивает: как же так, ведь в СЗЗ уже расположено жильё, почему нельзя построить ещё один дом? А потому, отвечают ему, что последний СанПиН предусматривает не только запрет на размещение в границах старых СЗЗ новых объектов, но и вывод уже существующих, если размер СЗЗ не удаётся сократить до необходимых значений. Поэтому давайте сначала внедрим природоохранные мероприятия, позволяющие уменьшить размер СЗЗ до новых значений, а после вернёмся к вопросу о строительстве. Не наоборот.О чём это говорит? О том, что если застройщик видит, что участки предлагаются вблизи или тем более в пределах старых промзон, ему необходимо сразу включать в работу специалистов ЦЭИ, чтобы оценить картину и понять, потребуется ли разрабатывать проекты организации новых СЗЗ отдельных предприятий либо группы предприятий, расположенных в промзоне. Только после этого можно будет определить, расположен ли интересующий инвестора участок в границах будущей СЗЗи можно ли сократить размер СЗЗ за счёт внедрения на предприятии природоохранных мероприятий.

При этом стоит помнить, указывает Михаил Беспалов, что, скорее всего, у действующих предприятий нет ни средствна мероприятия по организации новых СЗЗ, включая, в случае необходимости, отселение жителей, ни реальных мотивов заниматься этим, даже если инвестор готов взять на себя расходы. У некоторых инвесторов при этом возникает соблазн преступить закон, как это случилось в минувшем году в Санкт-Петербурге. Здесь завод «Реактив» с удивлением обнаружил, что от его имени неизвестно кем подано в управление Роспотребнадзора заявление о сокращения СЗЗ завода с 300 метров до 45–60. Но это неверный путь, а верный – попытаться с привлечением сотрудников и экспертов ЦЭИ разработать такой вариант модернизации предприятия, который был бы выгоден обеим сторонам.

Проектирование СЗЗ– сложная работа. Она требует глубоких знаний нормативов, законодательства, наличия специальной аппаратуры, необходимой для проведения анализов, замеров и разметки территории, программ и методик расчёта. Поэтому во избежание ошибок, потери времени и, соответственно, непредвиденных финансовых затрат, оптимальным способом разработки проекта СЗЗ является обращение к услугам профессиональных агентств – таких, как ЦЭИ.